Проект зон охраны объектов культурного наследия  Комсомольска-на-Амуре

Проект зон охраны объектов культурного наследия Комсомольска-на-Амуре

перейти к каталогу

ПАМЯТНИКИ

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ

Комсомольск-на-Амуре

авиационного заводов, определили сроки первой очереди (с 1 октября 1932-го по 31 декабря 1933 года). По плану два городка должны были развиваться навстречу друг другу с целью конечного объединения. Но этот проект не осуществили, так как площадка авиазавода вскоре оказалась подтопленной и ее перенесли в глубь тайги, в поселок Дземги. По договору все проектные работы должны были закончиться к марту 1933 году Первым разработчиком проекта поселка Амурской судостроительной верфи был архитектор Н.М. Протопопов-Быльев.

Гостиница «Амур» на проспекте
Сталина (проспект Мира), 1947 г.

Крайне неудовлетворительно велась работа с кадрами. В село Пермское прибывали неквалифицированные рабочие: требовалось 520 землекопов, а приехали 5, в три раза меньше требуемых плотников, в два раза меньше каменщиков, не хватало инструментов, оборудования, техники и самых необходимых вещей для обмундирования. При строительных площадках заводов стихийно возникали неблагоустроенные рабочие поселки. Несмотря на это, за первые пять месяцев было построено 59 утепленных бараков, 159 шалашей, лесозавод, механический комбинат, временная электростанция, склады, овощехранилище, больница и поликлиника.

1-я конференция ВЛКСМ «Дальпромстроя» от 6 июня 1932 года ходатайствовала перед Центральным исполнительным комитетом СССР о переименовании села Пермского в город Комсомольск-на-Амуре. Постановлением ВЦИК СССР (протокол от 10 декабря 1932 г. № 65) Комсомольск-на-Амуре получил статус города. К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектар тайги и проложено 20 км дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Ильи Каттеля, начавшего строительство времянок. Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы бросили на возведение заводов. Новых строителей нельзя было пригласить, потому что некуда селить. Расчет на быструю реализацию промышленной программы не оправдался, и интерес к строительству в правительстве временно снизился.

Кинотеатр «Комсомолец». 1947 г.

В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок Аварийный, состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных 12-квартирных домов. В том же году был закончен барачный поселок Комсомольский, рядом с ним построен поселок Пожарный и так далее. К 1935 году стали возникать на берегу реки Амур и в других местах новые поселки – ИТРовский, Коттеджный, Коммунстрой, Барачный, Копай-город, отдельные постройки частного сектора и т.д. Введены в строй клуб «Ударник», баня, больница.

Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам Ленинградского института в капитальных конструкциях, появилась в Левосилинском районе на Дземгах. Жилищное строительство авиационного завода осуществлялось по проектам «Гипрогора», который предоставил определенный план застройки поселка. Завод был засекречен и находился на самостоятельном от города положении: собственная строительная и проектная организация, никаких временных шалашей и палаток, плановое комплексное строительство (соотношение деревянных и каменных домов было в пользу каменных), удовлетворительное ма-

Amiromaster.ru – разработка сайтов на системе Amiro
Работает на: Amiro CMS