Проект зон охраны объектов культурного наследия  Комсомольска-на-Амуре

Проект зон охраны объектов культурного наследия Комсомольска-на-Амуре

перейти к каталогу

ПАМЯТНИКИ

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ

Комсомольск-на-Амуре

му стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыли 147 человек.

Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья, которым стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши. Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную. На 15 августа 1932 года для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.

Здание железно-дорожного вокзала,
1937 г

Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже стройка № 199 и окончательно – судостроительный завод имени Ленинского комсомола (закладка первого цеха произошла 12 июня 1933 года). Авиационный завод вначале назывался машиностроительным, потом стройкой № 126 и окончательно – авиастроительным заводом имени Ю.А. Гагарина (заложен 18 июня 1934 года). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район). Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли в глубь тайги, куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.

Клуб имени Баранова, 1935 г.,
Дземги. Располагался недалеко от
авиационного завода

Весь начальный период стройки и прежде всего 1932 год стал периодом сплошного штурма. Показателями считались объемы промышленного строительства, и на него были брошены все силы и средства. Первые строители города стали жертвами, заложниками сталинского плана индустриализации страны. Их нечеловеческий труд в труднейших условиях считался нормальным явлением и провозглашался как подвиг. Появление шалашей, палаток, землянок свидетельствует о серьезных недостатках подготовки к строительству заводов.

Дальневосточный крайком партии, трезво оценивая сложившуюся обстановку, просил изменить срок окончания строительства судостроительного завода (январь 1933 года), и на место прибыла комиссия, назначенная распоряжением Народного комитета тяжелой промышленности от 3 августа 1932 года № 0121038. При знакомстве с делами на строительстве Амурской верфи и авиазавода комиссия констатировала катастрофическое положение. Из-за отсутствия материальной базы, генерального плана и жилья проделанная работа по промышленному строительству оказалась ничтожной. Во время работы комиссии была произведена привязка генерального плана судостроительного завода к местности и назначена отметка промышленной площадки. В отношении строительных работ комиссия установила их очередность. На месте утвердили площадки для строительства «соцгородков» судостроительного и

Amiromaster.ru – разработка сайтов на системе Amiro
Работает на: Amiro CMS