Проект зон охраны объектов культурного наследия  Комсомольска-на-Амуре

Проект зон охраны объектов культурного наследия Комсомольска-на-Амуре

перейти к каталогу

ПАМЯТНИКИ

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ

Комсомольск-на-Амуре

2 этап. 1932–1953 годы

Брусчатый поселок. Квартал № 3.
Здание клуба (1934 г.). Не сохранилось

В начале 1930-х годов особое внимание правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края. 20 февраля 1930 года ВЦИК и Совнарком РСФСР принимают специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально 31 августа 1931 года Советом Труда и Обороны для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 км от г. Хабаровска. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы. Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что, во-первых, село находилось на расстоянии 400 км от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и, во-вторых, еще в 1910 году инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через с. Пермское-на-Амуре. Здесь предполагалось строительство артиллерийского и судостроительного заводов. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

Улица Пермская. Здание отделения
Государственного банка, 1937 г.

В январе 1932 года Советом Труда и Обороны принято решение о строительстве железнодорожной ветки от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермского, а 23 февраля правительственная комиссия во главе с Я.Б. Гамарником принимает решение строить оборонные заводы (судостроительный, а в апреле – авиастроительный) в районе села Пермского. По приказу Наркомата тяжелой промышленности от 5 марта 1932 г. № 87 в село Пермское направляется экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами были построены несколько бараков и пекарня. В срочном порядке хабаровская организация «Проектверфь» разработала временную схему генерального плана судостроительного завода, определяющую «пятно» застройки завода и поселка при нем. Чертежи в село Пермское доставили 15 июня 1932 года.

Улица Пермская, 1934 г.

В свою очередь Центральный комитет ВКП(б) и Центральный комитет ВЛКСМ в марте 1932 года объявляют мобилизацию для строительства будущего города. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайско-

Amiromaster.ru – разработка сайтов на системе Amiro
Работает на: Amiro CMS