Проект зон охраны объектов культурного наследия  Комсомольска-на-Амуре

Проект зон охраны объектов культурного наследия Комсомольска-на-Амуре

перейти к каталогу

ПАМЯТНИКИ

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

Каталог памятников и культурных объектов Комсомольска-на-Амуре

КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ

Комсомольск-на-Амуре

Поселок Дземги (Ленинский район).
Дом коммуны(1935 г.) Не сохранился.

Город Комсомольск-на-Амуре основан в 1932 году. Его становление проходило в эпоху строительства промышленных гигантов Запорожья, Донбасса, Урала, Сибири. Город был призван воплотить идею своего времени - создание на Дальнем Востоке образцового города социалистического будущего.

В соответствии с новыми градостроительными концепциями разрабатывались принципы социальной организации территории: пространственное построение жилых групп или больших социалистических кварталов с внутренними обобществленными дворами и садами как основных социальных и планировочных ячеек города, отведение ведущей роли при формировании площадей, проспектов, бульваров, набережных и других рекреационных зон, Дворцам культуры, административным зданиям, кинотеатрам, учебным заведениям и другим зданиям общественного назначения.

Улица Красноармейская. Дом норвежского типа.
Фото 1956 г.

Патетическая направленность отражалась во всех элементах, формирующих город, начиная с планировочной композиции – лучевой системы, олицетворяющей «город-солнце», «город-сад», заканчивая социалистической символикой в образцах «дворцовой» монументальной архитектуры. За основу были приняты принципы социалистического реализма, основанные на создании композиций, заимствованных из художественных форм различных образцов классического наследия.

Здание первого драмтеатра.
(1934 г.). Не сохранилось

Следов от строений 1932–1934 годов в городе не осталось. Сохранились лишь архивные фотоснимки первых деревянных строений, по которым можно судить об архитектурном стиле первых объектов. Наиболее интересные из них, выполненные по проектам ленинградских архитекторов: Дом коммуны на ул.Советской, дома хетагуровок по ул.Калинина, жилые дома в поселке Аварийном.

Здания имели признаки рационалистических тенденций в архитектуре, заимствования элементов конструктивизма, распространенного в то время в стране. Приемы конструктивизма, такие как горизонтальное ленточное окно, плоская кровля, линейные экраны балконов, взаимодействие простых геометрических форм в объеме находили свое более полное отображение в первых общественных зданиях города – драмтеатра, клубов им. Баранова, «Дальпромстроя» и «Ударник», бани по ул.Кирова, пожарного депо и здания заводоуправления авиастроительного завода.

Поселок Аварийный. Четырех квартирный
жилой дом, 1934 г. Не сохранился

При этом, когда технические возможности не позволяли их осуществить, элементы эти имитировались: плоские крыши – путем устройства высоких парапетов, которые закрывали двускатную крышу, ленточное окно – использованием в простенках темной краски.

Поиск средств архитектурной выразительности, обусловленной той или иной традицией, постепенно вытеснял общепринятые стереотипы стиля конструктивизма. К концу 1930-х годов в архитектуре зданий в разных вариантах появляется ордерная система и сопутствующие ей архитектурные детали, взятые из классического наследия.

Площадь имени Кирова. Кинотеатр
«Комсомолец», 1947 г. Фото 1949 г.

В 1940-х годах получают развитие работы по преемственности художественной композиции памятников классицизма, издаются аналоги отдельных деталей выдающихся произведений архитектуры прошлого, изучаются законы образования известных ансамблей. Возрождается периметральная застройка, классицистические принципы построения городских ансамблей, симметрия расположения масс, господство осевых симметричных композиций, иногда вопреки интересам городского транспорта и принципам инсоляции.

Проспект Сталина (проспект Мира). 1940 г.

Характерными постройками данного периода строительства являются жилые дома по ул. Кирова, 31, 36, 49, ул. Красногвардейской, 11, Мира, 14, ул.Советской, 9, комплекс коттеджей по пер. Щеглова, административные здания завода им. Гагарина по ул. Уральской, здание радиокомитета по ул. Молодогвардейской, 6, индустриальный техникум по пр. Мира, 23.

Послевоенный период строительства отмечается большей помпезностью архитектурно-художественного декора фасадов и интерьеров. Связан с идеями олицетворения страны-победителя, желанием обратиться к созданию памятников собственно преднамеренных. В сооружениях советской мемориальной архитектуры закладывалась ее социальная и идеологическая действенность.

Дом культуры судостроительного завода,
1939–1944 гг. Фото 1947 г. В 1975 г.
здание реконструировано

Архитектура того времени трактовалась как материальная и одновременно идейно-художественная среда человека и общества. Показательными зданиями данного периода строительства являются жилые дома по пр. Ленина и пр. Мира, здание строительного треста № 6 по ул.Красногвардейской, почтамт по пр. Мира, 27, дома культуры «Железнодорожник», «Амурсталь» и другие.

Активное распространение получила парковая скульптура, барельефные панно на фасадах и фресковая живопись в интерьерах общественных зданий. Памятники и монументы, как правило, воплощали собой тенденции реалистического искусства, отражали в своих образах социалистические мировоззрения человека – строителя коммунизма.

Проспект Сталина (проспект Мира).
Жилой дом №12, 1952 г. Фото 1958 г.

Идея послевоенных лет о строительстве в Москве высотных зданий с башнями и шпилями, формирующих новый силуэт столицы, отразилась и в формировании ансамблевых комплексов Комсомольска-на-Амуре. Генпланом города было предусмотрено строительство восьми–десяти таких зданий, но воплощено только три (пр. Мира,12, 43 и пр. Ленина, 21).

В конце 1950-х годов в стране резко обострились противоречия между архитектурной формой и материально-технической стороной строительства. Сложные пластические формы (выносные карнизы, наличники и фронтоны, лепные детали классических профилей) противоречили логике заводской технологии, тормозили и усложняли заводские методы производства, отвлекали дополнительное время.

Проспект Сталина (проспект Мира).
Дом № 43. 1955 г.

Декорировка фасадов была признана «архаичной», тормозящей развитие прогрессивных методов строительства. Фактически прекратилось декорирование фасадов, декор свелся к минимуму, новый взгляд на архитектуру признан «органичным», «современным шагом в строительстве». Направление в архитектуре конца 1950-х годов можно охарактеризовать как «стилизаторство». Здания в данном стиле в Комсомольске-на-Амуре составляют большую часть городских построек. Как правило, это жилые 3–5-этажные дома,

Проспект Сталина (проспект Мира).
Строительство жилого дома № 30. 1954 г.

Фрагмент жилого дома № 32. 1956 г.

Улица Красногвардейская. Фото 1959 г.

лишенные сколь бы то ни было выразительного декора, но сохраняющие колорит периметральной застройки городских кварталов.

Период строительства 1960–1990-х годов в городе ознаменовался массовым панельным и крупноблочным домостроением по типовым проектам. Отдельные общественные здания были построены по индивидуальным проектам, но также отражали рационалистические тенденции в архитектуре своего времени. Частично застраивались участки в структуре исторически ценной застройки и осваивались новые территории. В градостроительстве стала преобладать «свободная» планировка и принцип микрорайонирования городских пространств.

Amiromaster.ru – разработка сайтов на системе Amiro
Работает на: Amiro CMS