Комсомольск-на-Амуре
политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, непроходимая тайга. В городе пока не было единого архитектурного ансамбля, четко выраженного центра. Это происходило в большинстве случаев потому, что застройку вели разные ведомства с различными финансовыми возможностями.
В поселке Дземги застройка велась более упорядоченно и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивались Центральный проспект, улица Советская, построены самый большой стадион в городе и парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок Победа.
Основу архитектурной композиции поселка Дземги составила улица Первомайская (Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей улица Советская и Центральный проспект. Улица Авиационная (Уральская) замкнула все эти магистрали в огромный треугольник, примыкающий к территории авиационного завода. В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.

Парк «Центральный». Фонтан.
Скульптура Тенета. 1949–1950 гг.
Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода. Проектные работы прекратились, и до 1950 года строительство велось по проектам застройки отдельных кварталов и участков, разработанных в соответствии с Генеральным планом 1939 года.
В послевоенный период в результате резкого отставания жилищного и культурно-бытового строительства в Комсомольске-на-Амуре создалось тяжелое положение с жильем для рабочих, служащих и инженерно-технических работников. В среднем на одного жителя города приходилось 2,9 кв. м жилой площади. Общий жилой фонд г. Комсомольска-на-Амуре составлял 355 тыс. кв. м, в том числе 270 тыс. кв. м временного жилья барачного типа постройки 1934–1940 годов.
Конец 1940-х годов характеризуется активизацией кирпичного строительства, как малоэтажного, так и 4–5-этажного. Было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода, жилых домов, школы и гостиницы на проспекте Мира, Дома Красной армии. Начались работы по комплексной застройке квартала № 22 в границах улиц Кирова – Дзержинского – Орджоникидзе – Пионерской. Если за 13 лет в городе построено 18
Парк «Строитель». Главный вход
в парк с улицы Красногвардейской, 1950 г.
Фото 1958 г.