Карта Хабаровского края

Карта Хабаровского края

Очерк истории древнего мира Нижнего Амура

12

13

лощением. И среди них уникальна керамика с изображениями антропоморфных личин, а также символов солнца, найденная пока только в виде фрагментов. Такие сосуды наверняка использовались в культовых целях.

Уникальны и другие образцы художественного творчества, воплощенные в керамике и камне. Уже в памятнике Гончарка, относящемся к концу ледникового периода, найдены образцы портативных петроглифов с изображениями антропоморфных личин (масок). Портативные, потому что нанесены на небольших валунах, доступных переноске. Традиция антропоморфных изображений воплощена в так называемых. «Амурских Венерах», а также в «амурских водяных» – изображениях личин, нанесенных на вполне утилитарные вещи – рыболовные грузила.

Наконец, традиция создания петроглифов воплотилась в настоящих галереях каменного века, которые обнаружены в низовьях Уссури и на Нижнем Амуре и представляют собой уникальные памятники древности мирового уровня.

14

Таким образом, неолит Нижнего Амура представлен древними культурами, которые вполне могли двигаться к цивилизации, как и китайские. Но в конце эпохи неолита фиксируются следы влияния на вознесеновцев представителей другой культуры, носители которой имели явно неамурское происхождение. Археологи пока спорят, откуда они появились – из Маньчжурии или с Сахалина. Но вознесеновская культура, первоначально успешно поглощая пришельцев, затем стала меняться, а к XVII в. до н.э. – началу бронзового века исчезла.

Таким образом, можно говорить о коллапсе неолитической линии развития в Нижнем Приамурье. На месте былого огромного палеоэтнокультурного монолита неолитической эпохи остаются разрозненные и небольшие по ареалам культуры, которые даже сложно изучать из-за небольшого количества памятников. Из мощного палеоэтнокультурного центра древности на востоке Азии, влиявшего на развитие сопредельных территорий, Нижний Амур как-то в одночасье превратился в первобытную ойкумену. Такая ситуация сохранялась более тысячи лет, и причины ее пока неясны.

Галереи каменного века

Такие галереи были связаны с древними культами и являются свидетельствами очень высокого развития древнеамурских культур. Петроглифы Сикачи-Аляна стали первым открытым памятником археологии Хабаровского района. Публикация о них под авторством П. Ветлицына появилась в далеком 1895 году. Выдающаяся роль в изучении петроглифов Сикачи-Аляна принадлежит академику А.П. Окладникову. Он обнаружил шесть пунктов, где в общей сложности выявлено более сотни валунов с древними изображениями. Кроме того, петроглифы найдены на скалах у с. Малышево. Ныне валунов стало меньше, они давно уже перемещены со своих изначальных мест зимними льдами, многие петроглифы утрачены, и остро стоит проблема сохранения этого ценнейшего памятника древности.

Уникальная «картинная галерея» имеет очень длинную историю. Она начала создаваться, видимо, уже после ледникового периода, примерно 10–11 тысяч лет назад, когда прибрежные базальтовые валуны в районе сел Сикачи-Алян и Малышево стали доступными для нанесения рисунков. Мастера различных культур эпох неолита и раннего средневековья Нижнего Амура постепенно формировали ее с перерывами в течение почти десяти тысяч лет. Простейшие изображения животных и птиц являются, вероятно, самыми древними и сделаны, возможно, поздними осиповцами в


12 Керамические шары со спиральными орнаментами. Вознесеновская культура. Неолит, III тыс. до н.э. Поселение Сучу. Ульчский район. Сборы А.П. Окладникова

13 Изображение рыбы. Вознесеновская культура. Неолит (III тысячелетие до н.э.). Село Тахта. Ульчский район

14 Антропоморфная фигурка («Амурская Нефертити»). Вознесеновская культура. Неолит, III тыс. до н.э. Поселение КондонПочта. Солнечный район. Раскопки А.П. Окладникова в 1963 г.

Amiromaster.ru – разработка сайтов на системе Amiro
Работает на: Amiro CMS